Время от времени в информационное пространство вбрасываются сообщения о якобы готовящейся к проведению на территории России второй волны мобилизации. Подобные сообщения основываются на инсайдерских данных, которые после банальной проверки разоблачаются в качестве фейков. Власти и эксперты призывают опираться только на официальные данные, разбираясь в этом актуальном вопросе. Свежие разъяснения специалистов - читайте в материале N4k от 16 февраля.
Сигналы Минобороны: что значит новый приказ Белоусова?
Вторым фактором, взволновавшим общественность, стал новый приказ Министра обороны Андрея Белоусова. Ведомство официально расширило перечень заболеваний, препятствующих заключению контракта с ВС РФ в период мобилизации. Список вырос с 26 до 35 пунктов.
В социальных сетях этот шаг немедленно интерпретировали как подготовку нормативной базы к новой волне призыва. Логика паникеров проста: "уточняют списки - значит, готовятся брать". Однако эксперты и сами военные трактуют документ иначе.
"Перечень был расширен не для подготовки к мобилизации, а для того, чтобы увеличить качественные показатели по набору личного состава. Задача стоит именно в повышении эффективности профессиональной армии, а не в наборе "числа"", - пояснил в интервью
"Царьграду" кавалер ордена Мужества, участник СВО Александр Борматов.
Таким образом, речь идет о фильтрации потока добровольцев, а не о подготовке к принудительному набору.
Сбор резервистов и мобилизация - разные вещи: разъяснение вице-адмирала
В начале февраля президент подписал указ о традиционных военных сборах запасников. Вице-адмирал Владимир Цимлянский (Генштаб) пояснил в интервью
News.Ru, что резервисты – это бывшие военнослужащие, добровольно заключившие контракт на пребывание в резерве, а сборы - плановое мероприятие для восстановления навыков, не связанное с экстренным набором для отправки в зону боевых действий.
Официальная позиция на сегодняшний день - новая мобилизация не планируется и не обсуждается. Основной ресурс пополнения - добровольцы и контрактники.
Система ротации позволяет удерживать линию фронта силами профессиональной армии. В стране налажена система ротации, бойцы регулярно убывают в отпуска.
"Потребности в экстренном и массовом призыве гражданских лиц из запаса на сегодняшний день нет", - проинформировали военные эксперты.
Почему слухи о "второй волне" всё ещё возникают?
Несмотря на официальные опровержения, тема мобилизации периодически всплывает в социальных сетях и блогах. Эксперты связывают это с двумя факторами:
1. Информационная война. Вбросы о "тотальном призыве" используются как инструмент психологического давления на население.
2. Непонимание терминологии. Многие граждане ошибочно приравнивают плановые сборы (которые проходят ежегодно еще со времен СССР) к мобилизационным мероприятиям военного времени.
Однако объективный анализ ситуации на 16 февраля 2026 года показывает стабильность. Командование осуществляет плановую ротацию личного состава, бойцы регулярно убывают в отпуска, а линия фронта удерживается силами контрактной армии.
Все мероприятия Минобороны в 2026 году носят плановый характер и направлены на построение высокотехнологичной армии, где количество заменяется качеством подготовки и оснащения.