В Российской Федерации не смолкают дискуссии о том, возможна ли вторая волна мобилизации на СВО. Часть представителей экспертного сообщества приходит к выводу, что без новой мобилизации в будущем не обойтись из-за необходимости ротации мобилизованных ранее бойцов. При этом другие же эксперты отвергают этот вариант и призывают ориентироваться на официальные заявления военно-политического руководства страны. Что ждать в 2026 году? Свежие подробности - в материале N4k.Ru от 3 января.
Хроника слухов и официальная позиция
Тема так называемой второй волны мобилизации муссируется в информационном поле с 2023 года. Правительство РФ придерживается неизменной позиции: планов по проведению новой мобилизации нет. Потребности фронта полностью закрываются за счет притока добровольцев и контрактников.
Однако дыма без огня в медиапространстве не бывает. Нагнетанию обстановки способствовали несколько факторов:
1. Инсайды Telegram-каналов. В сентябре ресурс INSIDER-T, ссылаясь на анонимные источники в военном блоке, прогнозировал принятие решения о мобилизации в декабре 2025 года, увязывая это с ситуацией на линии боевого соприкосновения.
2. Заявления военных. Командир спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов ранее озвучивал мнение о необходимости мобилизации от 500 тысяч до миллиона человек для решения стратегических задач.
К 1 января 2026 года можно констатировать: мрачные прогнозы не оправдались. ВС РФ активизировали наступательные действия, но тема массового призыва в Кремле публично не обсуждается. Ставка сделана на иную стратегию.
Что говорят власти и военные о новой мобилизации
Политическое руководство России и Министерство обороны сохраняют твердую позицию: необходимости в новой волне мобилизации нет. Основной упор сделан на совершенствование системы контрактной службы и привлечение добровольцев.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков неоднократно подчеркивал, что мобилизационные мероприятия были завершены еще в 2022 году, и сегодня армия успешно пополняется за счет потока желающих заключить контракт.
Эту же позицию поддерживает министр обороны Андрей Белоусов, отмечая, что приоритетом ведомства является качественное, а не количественное усиление войск, в первую очередь за счет инженеров и технических специалистов.
Вопрос ротации военнослужащих, призванных в первую волну, остается на повестке дня. Ещё весной этого года Владимир Путин на заседании Совета по культуре прокомментировал эту проблему:
"Министерство обороны над этим думает, и, конечно, этот вопрос стоит остро. Безусловно, его не забываем. Но исходить будем из реалий, которые складываются на линии боевого соприкосновения".
В этом заявлении главы государства не прозвучало намеков на новую мобилизацию, однако отсутствие четкого механизма демобилизации или масштабной ротации создает почву для тревожных ожиданий.
Скрытые резервы: почему армия не задействует всех сразу?
Интересную аналитику представил полковник Аслан Нахушев. Он обратил внимание на то, что российское командование ведет себя крайне бережно не только с личным составом, но и с социально-экономическим балансом страны.
По подсчетам Нахушева, высшее командование с июня 2025 года практически не использует накопленные оперативные резервы и совсем не трогает стратегические.
"Их, по моим подсчетам, около 30% от всей численности группировки СВО. На 1 декабря: ВС РФ - 834 тысячи человек. Из них около 130 тысяч - стратегические резервы вне зоны СВО и около 90 тысяч - оперативные", - уточнил полковник.
Такая стратегия говорит о том, что у России есть мощный "кулак" в тылу, готовый к применению в любой момент. Отсутствие этих сил на передовой сейчас - это не дефицит кадров, а продуманная военно-экономическая стратегия. Москва готовится к длительному противостоянию, сохраняя стабильность экономики и не оголяя тылы.
Приоритет-2026: битва технологий, а не пехоты
Недавние слова Владимира Путина о том, что "мы должны в короткие сроки набрать штат новых подразделений", были истолкованы некоторыми паникерами превратно. Речь идёт не о массовом наборе стрелков для штурмов, а о качественном усилении армии.
Как проинформировал военкор Александр Сладков, ключевым приоритетом на 2026 год станет насыщение войск высококвалифицированными специалистами. Речь идет об управлении дронами всех типов:
- воздушными БПЛА;
- наземными роботизированными комплексами;
- водными беспилотниками.
Создание и укомплектование таких высокотехнологичных подразделений ранее сталкивалось с трудностями обучения и интеграции, но сейчас, по словам военкоров, эти барьеры преодолены. Именно для этих "новых подразделений" требуется штат. Это война интеллекта и технологий, где массовая мобилизация вчерашних гражданских не решает задач, стоящих перед современной армией.