Дискуссии о том, когда в России начнётся демобилизация бойцов из зоны СВО, продолжаются. В конце 2025 года этот вопрос приобретает всю большую актуальность, но конкретные решения, как известно, будут приниматься на основе ситуации в зоне проведения военных действий. В новом материале N4k вы познакомитесь со свежими мнениями экспертов о том, когда может пройти демобилизация и от чего она зависит.
Арифметика фронта: достаточно ли людей на сегодняшний день?
К концу 2025 года вопрос численности личного состава остается ключевым. Накануне заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев озвучил свежие цифры, которые внушают определенный оптимизм: ряды российской армии активно пополняются добровольцами.
По данным зампреда Совбеза, контракт на военную службу заключили уже более 417 тысяч человек, а еще свыше 36 тысяч отправились "за ленточку" в статусе добровольцев. Эти данные коррелируют с информацией, озвученной президентом Владимиром Путиным во время прямой линии: общая группировка наших войск в зоне боевых действий достигла 700 тысяч человек.
Если опираться на голую логику цифр, возникает закономерный вопрос: если поток добровольцев не иссякает, почему нельзя заменить тех, кто находится на передовой с осени 2022 года? Ведь жители Донбасса воюют еще дольше - с самого начала СВО, фактически без передышки.
Однако военная математика сложнее гражданской.
Кадровая ситуация: мнение военного эксперта
Ситуацию с кадрами прояснил военный эксперт, подполковник Олег Шаландин. В интервью он подчеркнул важный нюанс: зона СВО - не единственное место службы контрактников.
"У нас очень большая потребность как в призывниках в пунктах постоянной дислокации, так и в контрактниках. Поэтому основная часть, примерно две трети новых бойцов, находятся здесь - в "большой России"", - проинформировал Шаландин.
По словам эксперта, те, кто все же доезжает до фронта, чаще всего идут на восполнение естественной убыли состава:
15-20% контрактников не продлевают договоры после их истечения;
Санитарные потери (ранения, ампутации) требуют постоянной замены выбывших бойцов.
Шаландин призвал не питать иллюзий и четко разделять понятия ротации и демобилизации. Ротация происходит постоянно: подразделения выводят в тыл на 6-7 месяцев для доукомплектования, отдыха и получения новой техники. Но это не возвращение домой насовсем.
"Мобилизованные пришли по мобилизации. Пока не объявят демобилизацию, их никто не уволит. Это другое состояние военной службы. Те, кто заключает контракт добровольно - это другой момент. Мобилизация - это призыв по необходимости", - заключил подполковник.
От чего зависит решение по демобилизации: названы важнейшие факторы
Решение о демобилизации напрямую зависит от двух важнейших факторов: военно-стратегическая обстановка и замещение контрактниками. То есть необходимо поддерживать боеспособность подразделений на передовой, и понимать, насколько успешно продвигается кампания по набору военнослужащих по контракту, которые должны постепенно заменить мобилизованных бойцов 2022 года.
Военные эксперты сходятся во мнении, что единовременного массового вывода сотен тысяч опытных бойцов не будет, так как это снизит обороноспособность армии. Наиболее вероятный сценарий - постепенный, поэтапный процесс демобилизации по мере замещения личного состава профессиональными контрактниками.
Ключевой причиной отказов в увольнении является отсутствие Указа президента о завершении мобилизации. Юридически служба мобилизованных продолжается до особого распоряжения главы государства. При этом военнослужащим, которые получили отказ в мобилизации, например, по состоянию здоровья, рекомендуется: подать рапорт командиру части с четким изложением основания, потребовать письменный отказ для дальнейшего обжалования, обжаловать отказ в вышестоящее командование, военную прокуратуру или суд.
Власти подчеркивают, что семьи мобилизованных находятся под защитой государства, а все льготы и выплаты сохраняются. Вопрос о точных сроках остается открытым, однако тенденция к его системному решению прослеживается.
Подводя промежуточный итог на 27 декабря 2025 года, можно сказать следующее: окончательное решение остается за Верховным главнокомандующим и будет базироваться на реальной обстановке "на земле".