Целесообразность проведения новой мобилизации на территории России широко обсуждается в экспертном сообществе. Мнения на сей счёт высказываются разные. Важно подчеркнуть, что власти страны в настоящее время не рассматривают данный инструмент в качестве пополнения рядов Вооружённых сил, делая акцент на добровольцах. Свежие новости и мнения экспертов - в материале нашего сайта.
Официальная позиция Кремля о новой мобилизации
Ежели опираться на свежие комментарии со стороны властей РФ, то по данным на 3 декабря вопрос о мобилизации не рассматривается. В Минобороны неоднократно подчёркивали, что вторая волна мобилизации не требуется, так как поток добровольцев остаётся на солидном уровне и закрывает все потребности в новых кадрах.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков неоднократно подчеркивал, что мобилизационные мероприятия были завершены еще в 2022 году, и сегодня армия успешно пополняется за счет потока желающих заключить контракт.
Эту же линию поддерживает министр обороны Андрей Белоусов, отмечая, что приоритетом ведомства является качественное, а не количественное усиление войск, в первую очередь за счет инженеров и технических специалистов.
Вопрос ротации военнослужащих, призванных в первую волну, остается на повестке дня. Еще в марте текущего года Владимир Путин на заседании Совета по культуре прокомментировал эту проблему:
"Министерство обороны над этим думает, и, конечно, этот вопрос стоит остро. Безусловно, его не забываем. Но исходить будем из реалий, которые складываются на линии боевого соприкосновения".
В этом заявлении главы государства не прозвучало намеков на новую мобилизацию, однако отсутствие четкого механизма демобилизации или масштабной ротации создает почву для тревожных ожиданий.
Вопрос о мобилизации: экономика как предсказание новых сражений
Тема возможной мобилизации в Российской Федерации в очередной раз вышла в повестку - но не из-за чьих-то эмоциональных заявлений, а по более прозаичной причине: внимательные читатели разобрали проект федерального бюджета на 2026-2028 годы. Писатель и военный обозреватель Алексей Суконкин уверяет, что именно в этих цифрах скрыта реальная логика стратегического планирования, о которой публично предпочитают не говорить.
Его анализ таков: в 2026 году расходы на оборону составят почти треть всего бюджета - около 13 трлн рублей. На безопасность и правоохранительные органы - ещё примерно 4 трлн. В 2027-2028 годах военные траты сохраняются на том же уровне, а вот финансовое обеспечение внутреннего силового блока вырастет. По мнению Суконкина, такая динамика отражает будущую конфигурацию конфликта.
Он формулирует вывод впрямую: "В 2026-2027 годах будет завершено решение вопросов с Незалежной, а в 2028-м - добивание оставшихся очагов сопротивления". То есть автор фактически предполагает, что активная фаза СВО продлится ещё несколько лет, после чего начнётся длительный этап стабилизации на больших освобождённых территориях, информирует
"Царьград".
Отсюда второй ключевой тезис: "Чтобы завершить СВО и решить вопросы коллективной безопасности, потребуется большое пополнение личного состава". Суконкин не говорит слово "мобилизация" напрямую, но смысл прозрачен: при таком планировании армия потребует значительного расширения. Он также допускает, что после возвращения большого количества военнослужащих на освобождённых территориях может вырасти уровень криминала - отсюда увеличение расходов на силовой контур и инфраструктуру правопорядка.
Таким образом, обсуждение вероятных мобилизационных шагов вновь переходит из сферы политических слухов в сферу прагматичного анализа государственных финансов.
Проблема "бессрочных" контрактов и компетентности
Автор канала "Убежище №8" конкретизирует опасения граждан. Главным стоп-фактором он называет фактический обман со сроками: добровольцам обещают службу на год, но юридически, согласно указу о частичной мобилизации, контракты продлеваются автоматически до окончания СВО.
Кроме того, "сарафанное радио" разносит истории о нерациональном использовании специалистов. Случаи, когда квалифицированных операторов БПЛА или связистов переводили в штурмовые подразделения, или сокращали сроки их подготовки, подрывают доверие к системе.
Особый резонанс вызвала трагическая история с расчетом БПЛА "Эрнеста" и "Гудвина". Военнослужащие записали предсмертное видео, обвинив своего командира в махинациях и отправке их на "верную смерть" как способ сведения счетов.
Военкор Романов отмечает, что, несмотря на жесткие указания министра обороны Андрея Белоусова разобраться в ситуации, расследование, по его данным, пытаются "спустить на тормозах". Безнаказанность отдельных командиров, превращающих войну в "личный бизнес", становится мощным демотивирующим фактором для потенциальных добровольцев.
Тем не менее, система пытается адаптироваться. В качестве позитивного примера эксперты приводят опыт Тульской области. Там мобилизованным предложили перейти на профессиональный контракт с единовременной выплатой в 2,5 миллиона рублей.
Ключевым фактором успеха стала честность: бойцам прямо объяснили, что служба продлится до конца спецоперации. Отсутствие ложных обещаний о "годовом контракте" сыграло свою роль - большинство согласилось.
По состоянию на первые числа декабря 2025 года юридических и фактических признаков подготовки второй волны мобилизации не наблюдается. Власть делает ставку на экономические стимулы и контрактную армию. Однако для сохранения темпов набора государству придется решать не только финансовые вопросы, но и проблемы доверия, справедливости и компетентности управления войсками.