Дешевые минуты спасают операторов связи в кризис

05.10.2009 | 09:28
1 388
крупнейших странах СНГ — России, Украины, Казахстана и Узбекистана — по итогам первого полугодия 2009 года резко замедлила свой рост, говорится в исследовании ComNews Research. Сотовые абоненты в целом меньше говорить не стали, но все чаще выбирают более дешевые тарифные предложения, на которые во время кризиса сделали ставку мобильные операторы.

Снижение доходов эксперты ComNews Research зафиксировали во всех четырех рассматриваемых странах СНГ. Наиболее драматично ситуация выглядит на Украине, где доходы от услуг мобильной связи (в национальной валюте) в первом полугодии 2009 года снизились на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, до 11,2 млрд гривен. Эти же показатели, но в долларовом экиваленте, выражаются 37,9% и 1,5 млрд соответственно. В остальных странах все же наблюдается небольшой рост. В России в рублевом выражении он составил 7% — до 337,1 млрд рублей, тогда как в долларах напротив упал на 23,1%, до 10,1 млрд. В Казахстане увеличение в национальной валюте составило 5% , до 106 млрд тенге, в долларах — снижение на 12,5%, до 732 млн. И только в Узбекистане, как в местной, так и в иностранной валюте объем рынка повысился: на 38% — до 569 млрд сум, или на 34,4% — до 412 млн долларов.

Как отмечают эксперты ComNews Research, падение доходов операторов происходит из-за снижения пользователями затрат на связь. Среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) в национальной валюте по итогам первого полугодия этого года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снизился (в зависимости от страны) на 5–24%. И если в Казахстане и Узбекистане до кризиса динамика этого показателя была отрицательной, то в России и на Украине он увеличивался. Сейчас самый низкий ARPU в СНГ и в Европе — всего 4,4 доллара — у украинских операторов, самый высокий — 8,8 доллара — в России.

В целом по четырем странам СНГ наблюдаются схожие тенденции — абоненты переходят на более дешевые тарифные планы, сокращают время разговоров на отдельных направлениях (в частности, затраты на роуминг). Однако несмотря на падение ARPU, существенно меньше абоненты говорить не стали. Это свидетельствует о росте объема дешевых или бесплатных внутрисетевых разговоров, — говорится в отчете. Сотовые компании стараются стимулировать потребление своих услуг за счет вывода на рынок предложений с включенным бесплатным трафиком. Так, например, поступили узбекские операторы или МТС-Украина (оператор вывел на рынок тарифы с бесплатными разговорами внутри сети).

"У нас есть предложения с включенными бесплатными минутами внутри сети в Узбекистане и на Украине, — рассказала в интервью BFM.ru пресс-секретарь "Вымпелкома" (работает под брендом "Билайн") Ксения Корнеева. По ее словам, в Узбекистане тариф "Хит" с бесплатными внутрисетевыми звонками при условии пополнения счета на 3 доллара в неделю, запущенный летом этого года, стал лидером продаж. На украинском рынке бесплатные внутресетевые вызовы на тарифе "Бум" были также введены этим летом.

Эксперты обещают, что уже в 2010 году пострадавшие от кризиса рынки стран СНГ поднимутся до уровня 2008 года. "Сотовый рынок Казахстана восстановится в следующем году, по поводу Украины предсказывать сложно. Кризис ударил по нему значительно сильнее, чем по российскому. Сейчас у лидеров рынка — МТС и "Киевстара" — наблюдается отток абонентской базы, пользователи уходят в сети оператора "Астелит"", — рассказал BFM.ru аналитик IKS-Consulting Максим Савватин.

По его мнению, узбекский рынок кризиса практически не ощутил, в условиях низкого проникновения (немногим более 50%) количество абонентов на нем растет, как и доходы. По данным ComNews Research, по итогам первого полугодия 2009 года количество абонентов в стране достигло 14,3 миллионов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008-го на 62%.

"В России же все операторы вышли в плюс по итогам второго квартала, думаю, рост продолжится и в третьем, а по итогам года в рублевом выражении сотовый рынок вырастет на 10–15% по сравнению с 2008 годом", — заключает Савватин.