Ореховый Спас в 2017 году, когда: какого числа, традиции и обычаи, история праздника

29.08.2017 | 03:45
925
Ореховый Спас в 2017 году, когда: какого числа, традиции и обычаи, история праздникаСегодняшний день является особенным для православных верующих, так как 29 августа 2017 года отмечается Ореховый Спас. С данным праздником связано большое количество традиций, приметы и обычаев. Вместе с этим Ореховый Спас интересно рассматривать с точки зрения истории.

29 августа мы празднуем Ореховый Спас его также называют Хлебный Спас. Перед Ореховым Спасом отмечают Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и завершения Успенского поста, который длится две недели - с 14 по 27 августа.

История Орехового Спаса

Согласно преданию, в это время в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен проказой по всему телу. Молва о великих чудесах, которые творил Господь Иисус Христос, дошла до Сирии и до Авгаря. Не видя Спасителя, но уверовав в Него, Авгарь отсылает ему письмо с просьбой об исцелении и отсылает своего живописца Ананию - передать письмо и нарисовать Образ Господа.

Придя в Иерусалим, Анания никак не мог подойти к Спасителю из-за огромного количества народа, который окружал Господа и слушал его проповеди. Тогда он стал на камне и решил, глядя издали, нарисовать Образ Иисуса Христа, но ничего у него не получалось, Божественный свет, исходивший от Господа, ослеплял художника.

Спаситель Сам подозвал Ананию, назвав его по имени, передал для Авгаря краткое письмо и обещал прислать Своего ученика для наставления в спасении. Также Господь попросил воду и убрус (холст). Умывшись, он приложил убрус к лицу - и там отразился Его Божественный Лик.

Анания принес правителю Образ и письмо от Спасителя. Благоговейно приняв Великую Святыню, Авгарь получил исцеление, и лишь малая часть от болезни осталась на лице до прихода апостола.

Прибывшим в Едессу апостолом был святой Фаддей, который крестил Авгаря и всех жителей Едессы. Нерукотворный образ Спасителя был установлен в нише над воротами в город. И всякий, кто проходил в город, поклонялся Ему.

Так продолжалось много лет, пока один из правнуков Авгаря не впал в идолопоклонство, и у него возникло желание снять этот Образ с городских ворот. Но едесскому епископу было видение Господне, чтобы скрыть этот образ. Придя ночью вместе с прихожанами, епископ зажег лампаду и заложил образ глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако в 545 году персидский царь осадил Едессу, и положение было безнадежным. И епископу Едессы было явление Пресвятой Богородицы, Которая повелевала достать Образ Спасителя из ниши для спасения города. Разобрав кирпичи, епископ увидел Нерукотворный Образ Спасителя, перед которым горела лампада, а на глиняной дощечке, которая прикрывала Лик, было отражение изображения Спасителя. С Нерукотворным Образом был совершен крестный ход, и персидское войско отступило.

Даже когда позднее Едессой завладели арабы, они не препятствовали поклонению этому Образу. В 944 году император Констатин выкупил у эмира этот Образ и с великими почестями перенес в Константинополь, в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

29 августа Святая Церковь вспоминает то чудесное событие, которое произошло в 944 году - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Согласно же народным традициям, этот день называли Ореховый Спас, поскольку к этому времени поспевали орехи. Это время созревания зерновых культур, овощей, фруктов и всех плодов земли.

Ореховый Спас: традиции

Подобно предыдущим двум, третий Спас также проходит с обрядами и процессами малых освящений в храмах. Как правило, прихожане укладывают в свои корзины различного вида орехи, однако не запрещается добавить яблоки, мед и даже овощи.

Дома хозяйки пекут не только хлеб, но и различные мучные изделия. В них добавляют грибы, изюм, мак и, конечно же, орехи.

Среди прочих названий Орехового Спаса можно встретить и "Холщовый", так как в этот день популярными были ярмарки и торги холстами, полотнами. Так появилось поверье, что в день праздника обязательно нужно было что-то купить, пусть даже и безделушку. Иначе весь последующий год пройдет в нищете.

Жители городов в этот день также устраивают "великоденские" гулянья. Существует мнение, что на Ореховый Спас, впрочем, как и на Яблочный, можно освящать новые колодцы и другие источники с питьевой водой.

Что нельзя делать на Ореховый Спас

Не отказывайтесь от работы, ведь Ореховый спас (Хлебный спас) - время сбора урожая и подготовки продуктов на зиму.

В Ореховый спас не выходите в лес без оберега. Наши предки верили, что так можно встретиться с нечистой силой.

Нельзя отказывать в еде нуждающимся и странникам.

Перед Ореховым спасом заканчивается строгий двухнедельный Успенский пост. Так. снимается запрет на употребление рыбы и мяса, поэтому Ореховый Спас сопровождается обильным застольем.

Главное украшение праздника - свежий и ароматный хлеб, испеченный своими руками.

Также гостям к столу подают пироги с грибами, блюда с орехами, кашу, печеные яблоки, шарлотку, печенье и кексы. К трапезе можно приступать после вечерней молитвы. Что касается заготовок на зиму, в почете у хозяек настойки их ореховых перепонок. Они помогают излечиться от простуды и боли в суставах. Такое лекарство полезно и для мужчин. Говорят, что оно способно удвоить мужскую силу.

На Ореховый Спас, как и на Медовый, не забывают освящать воду в колодцах. Такая вода, согласно верованиям, обладает целебной силой.