Какой сегодня праздник в России, 14 августа: церковный праздник по православному календарю сегодня

14.08.2018 | 06:27
739
Какой сегодня праздник в России, 14 августа: церковный праздник по православному календарю сегодня
Не теряет своей актуальности среди россиян вопрос о том, какой сегодня праздник? Люди интересуются данным вопросом по той причине, что не хотят пропустить какой-либо важный праздник. Ведь в нашей стране их достаточно, в том числе церковных.

Какой сегодня праздник, 14.08.2018: Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

По церковному календарю 14 августа 2018 года отмечается праздник Происхождение или Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Середина месяца августа для православных ознаменована двумя праздниками – это первый Спас и второй Спас, который празднует Преображение Господа Иисуса Христа.

Этот праздник ознаменует начало Успенского поста. Это особый пост, который в церковном календаре является вторым по строгости и по значению после Великого поста. Он короткий, всего лишь две недели, и заканчивается последним в этом церковном году двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Причиной возникновения праздника стали исторические события, которые происходили в древнем Константинополе столице Византии. В то время, когда город часто посещали болезни, инфекционные эпидемии и погодные ненастья, люди очень часто собирались на площадь перед Храмом Святой Софии, совершая Богомолитвы от этих напастей. Тогда практически никакой медицинской помощи не было, а народная медицина приводила к тому, что каждый четвертый умирал. У человека оставалась одна надежда - обращаться к Богу.

Какой церковный праздник сегодня, 14 августа: Первый спас, Медовый спас

День Первого Спаса - начала Успенского поста, которым отмечали, начиная с 9 века, изнесение Древа Креста Господня. Пришел же этот обряд из Константинополя, где Честное Древо Креста носили по городским улицам – это должно было служить не только чисто церковным обрядом, но способствовать защите горожан от болезней.

Итак, с 14 августа и до самого Успения Пресвятой Богородицы, каждый христианин мог прийти поклониться Древу Креста. Повсеместное же распространение праздника на русской земле относится к окончанию 15 века.

От Петрова поста до Успенского – точно месяц срока, а далее идут широко известные праздники – Успение Божьей Матери и Преображение Господне. Всего же Успенский пост имеет три праздничных дня – Медовый спас (Всемилостивого Спасителя), Яблочный Спас (Преображение Господне), Ореховый Спас (перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа).

Успенский пост не столь строгий, как пост Великий, однако построже, чем пост Рождественский и Петров. По понедельникам, средам и пятницам – сухоядение, в четверг и вторник позволительно кушать вареные овощи, а вот масло на столе позволено только в воскресенье или субботу. И, хоть уже и поспевали яблочки, но еще до Яблочного Спаса запрещено было лакомиться яблочками, запрет касался и винограда.

День также иногда называли Мокрым Спасом, ведь попы освящали этим днем все водоемы, а народ спешил укрепить здоровье, окунувшись в освященные воды.

Но чаще его именовали Медовым Спасом, по установившейся традиции заламывать, или подрезать соты, дабы и самим медку отведать, и уберечься от соседских пчел, которые, по поверью, могли мед украсть. Мед относили освятить в церкви, впрочем, то же делали с остальными плодами летних трудов.

На юге страны это был Маковый спас, день освящения маковых головок. Уставляли столы блюдами с маком – пышными булочками-пирожками, еще – знаменитыми маковниками. Для них долго варились мед с маком, густели на огне, а потом массу выкладывали слоем, остужали и нарезали.

В тех районах мак был не только сладостью да добавкой в выпечку, он служил еще оберегом: никакая ведьма не смела войти в дом, что был обсыпан маковыми семенами.

Во дворах шли работы по подготовке к зимним месяцам, на полях начинался сев озимых. Тут были свои обряды. Шли поклониться опытному, старейшему в селении пахарю, просить выйти в поле, рассеять зерна ржи на посев: "Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!".

Точное время посева иногда определяли по поспевающей малине: мелковатые ягодки - посев откладывали, а ягоды крупные заставляли не медлить. На эту тему было немало сказано: "Паши под озимы, готовь гумна и овины", "В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой", "Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду".

Но что по малине долго гадать? Ее спешили и собирать, чем занимались бабы и детвора. Малину любили свежей, а еще в вареньях, ею и лакомились, и лечили простуды. Не обходили стороной и ягоды черемухи, пускали на варенье, сушку, ведь сухие ягоды – и начинка для пирогов (в перемолотом виде), и целебное средство.